Приложение 25: «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин.8,58)

Эти слова высказываются в подтверждение того, что Иисус существовал до Авраама. Однако боле внимательное прочтение этого места, обнаруживает совершенно противоположное.

  1. Иисус не говорит: «Прежде нежели был Авраам, Я был». Он был обетованным семенем Авраамовым, и Божие обетование, данное Аврааму о его потомке, перестало бы быть обетованием (обещанием), существуй этот потомок задолго до самого Авраама.
  2. Ин.8,58 – это часть беседы Христа с Иудеями об Аврааме. Как они считали, Авраам был величайшим человеком из всех, когда бы то ни было живших на земле. Своими словами Иисус говорит им: «Теперь Я, стоящий здесь перед вами, более велик, нежели Авраам». Хвалу и честь теперь нужно было воздавать не Аврааму, а Ему: «Я есмь прежде, впереди, выше Авраама». Слово «прежде» в Ин.8,58 скорее означает то, что Иисус Христос всегда был (в принципе, с самого сотворения мира) пред лицем, пред глазами Божиими. Он есмь «прежде» Авраама по своей значимости пред Богом.
  3. Подтверждение этой мысли находим в Ин.8,56: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел, и возрадовался». Всего один только раз об Аврааме пишется, что он «рассмеялся» и был рад, и это случилось тогда, когда ему было дано обетование о потомке, которым, в конце концов, как он понимал, станет Иисус Христос (Быт.17,17). Авраам «увидел» в обетовании, даваемом ему, грядущий день Христов. О будущей жертве Христовой он загадочно предвозвестил: «На горе Иеговы усмотрится» (Быт.22,14). Именно о таком «видении» Авраама говорил Иисус, «прежде Авраама, Я есмь». В Занятии 3.1 мы уже размышляли о том, что Авраам понимал, видел в обетованиях, данных ему Богом, Иисуса Христа, Которого Бог приготовил человечеству от создания мира. И то, что было «прежде нежели был Авраам», было открыто в обетованиях, данных Аврааму, ныне открывалось на глазах Иудеев первого столетия в Иисусе Христе, в слове (в обетовании), ставшем плотью.
  4. Часто утверждается, что Иисус, говоря, «Я есмь», тем самым намекал на имя Божества. Мы уже говорили на эту тему в Занятии 3, что и человек может именоваться именем Бога, хотя это совсем не означает, что он и сам является Богом. Впрочем, может статься, что здесь просто используется греческое построение фразы, в котором глагол «быть» используется в настоящем времени. Точно такой же языковой оборот встречается несколькими стихами ниже, в Ин.9,9, где соседи и знавшие исцеленного слепого нищего, разговаривают между собой: «Иные говорили: это он, а иные: похож на него; он же говорил: это я». Исцеленный слепой говорит то же, что и Иисус: «Это я (я есть)». Если мы всего лишь из двух слов, «Я есмь», делаем вывод, что Иисус Христос является Богом соравным Богу Отцу, то на том же основании, и то же самое, можно утверждать и об этом человеке. К тому же стоит помнить, что имя Божие на самом деле означает «Сущий» (Тот, Кто был, есть и будет), а не просто «Тот, Кто есть» (Исх.3,14).

 

Часть 1: "Благовествующая о Царствии Божьем"


Глава 1: Бог
Введение | Существование Бога | Личность Бога | Имя и характер Бога | Ангелы | Отступление "Бог есть Дух", Использование Божьего Имени, Проявление Бога) | Вопросы
Глава 2: Божий Дух
Определение | Богодухновенность | Дары святого Духа | Изъятие даров | Библия – единственный авторитет | Отступление Святой Дух – это личность?, Принцип олицетворения, Кальвинизм, "И получите дар Святого Духа", "Уверовавших же будут сопровождать сии знамения") | Вопросы
Глава 3: Обетования Бога
Введение | Обетования в Эдеме | Обетование Ною | Обетование Аврааму | Обетования Давиду | Отступление: Разрушение небес и земли, Притязания "Британского Израилизма") | Вопросы
Глава 4: Бог и смерть
Природа человека | Душа | Дух человека | Смерть есть бессознательное состояние | Воскресение | Суд | Место вознаграждения: небо или земля? | Ответственность перед Богом | Ад | Отступление: Чистилище, Духи и перевоплощение, Природа нашего Воскресения, "Вознесение" | Вопросы
Глава 5: Божие Царство
Определение Царства | Сейчас Царство не установлено | Царство Божие в прошлом | Царство Божие в будущем | Тысячелетнее Царство Христа | Отступление: Буквальность Царства, Краткие сведения об истории Израиля | Вопросы
Глава 6: Бог и грех
Бог и грех | Дьявол и сатана | Бесы (демоны) | Отступление: Колдовство (знахарство), Что произошло в Эдеме?, Люцифер, Искушение Иисуса, "Война на Небе") | Вопросы

Часть 2: "Благовествующая…о имени Иисуса Христа" (Деяния 8:12)

Глава 7: Происхождение Иисуса
Пророчества Ветхого Завета от Иисуса | Рождение от непорочной Девы | Место Христа в Божьем плане | "В начале было Слово" | Отступление: Исторический Иисус, "Я сошел с Небес", Создал ли Иисус землю?, "Прежде нежели был Авраам, Я есмь…", Мелхиседек | Вопросы
Глава 8: Природа Иисуса
Введение | Различия между Богом и Иисусом | Природа Иисуса | Человечность Иисуса | Родство Бога с Иисусом | Отступление: "Будучи образом Божиим" | Вопросы
Глава 9: Дела Иисуса
Победа Иисуса | Кровь Иисуса | Жертвоприношение | Иисус как наш представитель | Иисус и Закон Моисея | Суббота | Отступление: Распятие, Действительно ли Иисус родился 25 декабря) | Вопросы
Глава 10: Крещение в Иисусе
Жизненно-важная необходимость крещения | Обряд крещения | Значение крещения | Крещение и спасение | Отступление: Повторное крещение, Необходимый уровень знаний до принятия крещения, Разбойник на кресте, Примерный обряд крещения | Вопросы
Глава 11: Жизнь во Христе
Введение | Святость | Применение силы | Политика | Мирские радости | Изучение Библии | Молитва | Проповедование | Экклесиальная жизнь | Преломление хлеба | Супружество | Общение | Вопросы

индекс