Приложение 21: Война на небе

Откровение 12,7-9: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы Его низвержены с ним».

Популярное толкование
Это место является самым популярным, когда начинают говорить о восстании на небе среди ангелов, после которого диавол, или же сатана, со своими ангелами был низвержен на землю, где в образе змея он начал творить на земле грех и нечестие.

Краткие комментарии

  1. Чтобы рассмотреть это место нам понадобится всё, что мы уже узнали по данному вопросу. А мы узнали, что Ангелы не могут грешить, а это значит, что никакого восстания на небе быть не могло. Следовательно, это место должно истолковываться так, чтобы в нем не было места для грешных Ангелов, ни для Ангелов, понуждающих людей к греху, ибо мы знаем, что грех исходит извнутрь нас, а не со стороны (Мк.7,20-23).
  2. Змей был низвержен с неба, а это значит, что он там был. Тот же змей, из Едема, был сотворен Богом из праха земного (Быт.1,24-25). Ну, а о том, что низринутый диавол вошел, или облекся, в шкуру змея, нигде ничего не говорится.
  3. Обратите также внимание на то, что здесь ничего не говорится ни о грешных ангелах, ни о восстании против Бога на небесах. Только о войне.
  4. После событий, о которых говорится в ст.7-9, в ст.10 упоминается «громкий голос, говоривший на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь». Если то, о чем написано в ст.7-9 произошло до Адама и Евы, то как можно говорить о наставшем в то время спасении и царстве после падения сатаны? После грехопадения Адама для человечества началась печальная истории жизни в рабстве греха и тления – положение, которое вряд ли можно было бы назвать «спасением» и царством Бога. И здесь же говорится о радости по поводу низвержения клеветника на землю. По какому поводу это веселье, если его низвержение принесло на землю людям грех, горе и гибель? Гораздо больше смысла в этом месте обрящется, если понимать его не буквально, а образно, как низвержение чей-то власти (напр., Ис.14,12; Иер.15,53; Плач 2,1; Мф.11,23). К тому же, если все это произошло еще до Адама, то как диавол мог клеветать на наших братий день и ночь, которых тогда еще и в помине не было.
  5. Так же нет никаких намеков на то, что все это происходило в Едеме. В Откр.1,1 и 4,1 сказано, что откровение сие дано о том, «чему надлежит быть вскоре». А потому это не описание того, что произошло в прошлом в Едеме, а того времени, которое наступило вскоре после первого столетия, когда и было дано это откровение. Любому, по-настоящему уважающему слово Божие, уже достаточно одного этого довода, чтобы навсегда оставить мысль о том, что Откр.12 описывает Едемские времена. Также следует задаться вопросом, почему столь важная информация о событиях имевших произойти в начале, оставлена до самого конца откровения?
  6. «Великий дракон, древний змий…» (Откр.12,9). У дракона было семь голов и десять рогов (ст.3), а потому он не мог быть простым змием. Он – «древний змий», т.е. имеющий все те же качества древнего змия, змея Едемского, одной из отличительных черт которого была склонность ко лжи. Аналогично: «Жало же смерти – грех» (1Кор.15,56), хотя это не означает, что смерть и змей одно и то же. Жало – принадлежность змия, сравнимое с качеством присущим греху.
  7. Диавол был низвержен на землю в великой ярости, «зная, что немного ему остается времени» (ст.12). Если бы он был низвержен в Едемские времена, ему некуда было бы спешить – у него была бы впереди вся история человечества.
  8. Как мог диавол обольщать «всю вселенную» (ст.9) до своего низвержения, если до Адама в мире никого не было?
  9. В ст.4 сказано что дракон своим хвостом поверг на землю третью часть звезд. Если это понимать буквально (а именно такого понимания требует популярное толкование), то размеры его должны превышать всякое воображение. Для такого существа будет мала любая сверхзвезда, а не то что наша маленькая планета. Да и сами звезды, многие из которых во много раз превышают по размерам Землю, не могли упасть на нее. К тому же стоит помнить, что все это должно было произойти вскоре после первого столетия, после того как было дано откровение.
  10. Все выше сказанное о невозможности происхождения событий в буквальном виде в Откр.12 (да и во всем Откровении), лишний раз подтверждают мысль об образности языка, которым дано оно. Не случайно и в Откр.12,1 и в 12,3 говорится о «знамении», т.е. о «знаке», об образе.
  11. Читая о делах диавола на земле не видно, чтобы он понуждал людей к греху. Наоборот, как видно из ст.12-16, его дела на земле шли из рук вон плохо. А это противоречит общеизвестным представлениям.
  12. Одним из серьезнейших вопросов, на который надо дать ответ, а была ли война на небе в буквальном смысле этого слова? Как нам понимать слово «небо», буквально или образно? Ранее мы уже видели, что под «небом» в Писаниях часто понимаются высшие власти. Ну, а если Откровения книга, написанная образным языком, не стоит ли и «небо» понимать, как образ?

Жена в ст.1 облечена «в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» – вся эта небесная атрибутика не может пониматься буквально, ибо нельзя ни облечься в солнце, ни иметь на голове венец из настоящих звезд.
Другое знамение на небе – красный дракон (ст.3). И здесь почему-то принято небо уже почитать за настоящее небо, хотя оно остается все тем же небом из ст.1, которое понимать буквально, ну никак нельзя. В ст.4 говорится о падении на землю трети звезд. Но ведь и это нельзя понимать буквально, ибо упади на землю хотя бы одна какая-нибудь звезда, и обетованиям Божиим об установлении на земле Царства (Дан.2,44; Мф.5,5) не суждено будет сбыться.
Жена на «небе» родила младенца, который был восхищен «к Богу и Престолу Его» (ст.5). Престол Божий находится на небе. Если жена была на небе и там же родила младенца, то почему он был «восхищен» на небо? Затем она бежит в пустыню (ст.6). Разве на небе есть пустыня? Всё это гораздо больше подходит к образному «небу», находящемуся на земле, откуда можно и «восхищаться» и бежать в пустыню либо буквально, либо также образно.
После этого мы подходим к ст.7: «И произошла на небе война…». Все, что было связано до этого с «небом», было образами, значит и здесь мы имеем точно такой же образ. И это так и должно быть, ибо на настоящем небе нет места ни для греха ни для восстания (Мф.6,10; Пс.5,5,6; Авв.1,13). К тому же общепринято считать, что согрешившим ангелам место в аду. Здесь же речь идет о небе. Эти ангелы ну, никак не могут быть настоящими Ангелами.
Я иногда спрашивал верующих в ортодоксальное понятие о диаволе, можете ли вы мне кратко составить историю диавола так, как вы понимаете написанное о нем в Библии? И в ответ приходилось слышать довольно широкий спектр, противоречащих друг другу мнений. Примерно таких:
а) диавол был ангелом на небе, который был свержен на землю в Едем, о чем и написано в Быт.1;
б) он сходил на землю, чтобы жениться (Быт.6);
в) во времена Иова ему было можно быть и на небе и на земле;
г) во времена Ис.14 он опять брошен на землю;
д) во времена Зах.3 он опять на небе;
е) в Мф.4 он снова на земле; он «изгоняется» во время смерти Иисуса, ибо принято считать, что именно тогда был изгнан «князь мира сего»;
ж) об «изгнании» диавола написано в Откр.12;
з) диавол «скован» в Откр.20, хотя он и его ангелы были «связаны» во времена Бытия, как о том написано в Иуде 6 (хотя и не понятно, как он мог быть «связан» тогда, чтобы быть еще и «скованным» после)?

Из всего этого видно, что мысль об изгнанном и низринутом с неба диаволе не может быть верной, ибо о нем пишется, что он даже после своего «изгнания» пребывает или же посещает небо. Следовательно, и небо и диавола надо понимать образно.

Краткое толкование

  1. Чтобы объяснить в целом (пусть и кратко) это место, нужно истолковывать все Откровение, а это не умещается в «основы», которым посвящена эта книга.
  2. «Война на небе», или же «в верхах», как принято выражаться сегодня, происходила между двумя группами, каждая из которых имела своих приверженцев, «ангелов». Вспомните, что диавол/сатана часто ассоциируется с Римом или же с Иудаизмом.
  3. На то же, что диавол/дракон является образом некоей политической власти, указывают диадимы на его голове (ст.3). В Откр.17,9,10 в связи с этим драконом говорится, что «здесь ум, имеющий мудрость», - или же другими словами, даже и не пытайся представить этого «зверя» буквально, ибо – «семь голов суть семь гор… и семь царей». Один из царей, которому «не долго… быть», возможно, имеет что-то общее с диаволом/драконом, которому «немного остается времени» (Откр.12,12).

  Греческое слово, означающее «венец», «корону».

 

Часть 1: "Благовествующая о Царствии Божьем"


Глава 1: Бог
Введение | Существование Бога | Личность Бога | Имя и характер Бога | Ангелы | Отступление "Бог есть Дух", Использование Божьего Имени, Проявление Бога) | Вопросы
Глава 2: Божий Дух
Определение | Богодухновенность | Дары святого Духа | Изъятие даров | Библия – единственный авторитет | Отступление Святой Дух – это личность?, Принцип олицетворения, Кальвинизм, "И получите дар Святого Духа", "Уверовавших же будут сопровождать сии знамения") | Вопросы
Глава 3: Обетования Бога
Введение | Обетования в Эдеме | Обетование Ною | Обетование Аврааму | Обетования Давиду | Отступление: Разрушение небес и земли, Притязания "Британского Израилизма") | Вопросы
Глава 4: Бог и смерть
Природа человека | Душа | Дух человека | Смерть есть бессознательное состояние | Воскресение | Суд | Место вознаграждения: небо или земля? | Ответственность перед Богом | Ад | Отступление: Чистилище, Духи и перевоплощение, Природа нашего Воскресения, "Вознесение" | Вопросы
Глава 5: Божие Царство
Определение Царства | Сейчас Царство не установлено | Царство Божие в прошлом | Царство Божие в будущем | Тысячелетнее Царство Христа | Отступление: Буквальность Царства, Краткие сведения об истории Израиля | Вопросы
Глава 6: Бог и грех
Бог и грех | Дьявол и сатана | Бесы (демоны) | Отступление: Колдовство (знахарство), Что произошло в Эдеме?, Люцифер, Искушение Иисуса, "Война на Небе") | Вопросы

Часть 2: "Благовествующая…о имени Иисуса Христа" (Деяния 8:12)

Глава 7: Происхождение Иисуса
Пророчества Ветхого Завета от Иисуса | Рождение от непорочной Девы | Место Христа в Божьем плане | "В начале было Слово" | Отступление: Исторический Иисус, "Я сошел с Небес", Создал ли Иисус землю?, "Прежде нежели был Авраам, Я есмь…", Мелхиседек | Вопросы
Глава 8: Природа Иисуса
Введение | Различия между Богом и Иисусом | Природа Иисуса | Человечность Иисуса | Родство Бога с Иисусом | Отступление: "Будучи образом Божиим" | Вопросы
Глава 9: Дела Иисуса
Победа Иисуса | Кровь Иисуса | Жертвоприношение | Иисус как наш представитель | Иисус и Закон Моисея | Суббота | Отступление: Распятие, Действительно ли Иисус родился 25 декабря) | Вопросы
Глава 10: Крещение в Иисусе
Жизненно-важная необходимость крещения | Обряд крещения | Значение крещения | Крещение и спасение | Отступление: Повторное крещение, Необходимый уровень знаний до принятия крещения, Разбойник на кресте, Примерный обряд крещения | Вопросы
Глава 11: Жизнь во Христе
Введение | Святость | Применение силы | Политика | Мирские радости | Изучение Библии | Молитва | Проповедование | Экклесиальная жизнь | Преломление хлеба | Супружество | Общение | Вопросы

индекс